Чему обучают ребёнка в детском саду

Образовательная программа дошкольного образования
|
0,2 Мб
Скачать
Автор: Авторский коллектив ДОУ
Общие сведения
Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 202» города Кирова разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 (далее — ФОП ДО).
Цель Программы:
 разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
 обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
 приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
 структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
 создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
 обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
 обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
 обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
 обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений
планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей
Содержательный раздел
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям.
Также в разделе описаны:
 формы, способы, методы реализации программы;
 особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
 способы поддержки детской инициативы;
 взаимодействие педагогического коллектива с семьями;
 коррекционно-развивающая работа;
 рабочая программа воспитания
Организационный раздел
В организационный раздел включают:
 психолого-педагогические условия реализации Программы;
 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
 материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
 примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
 кадровое обеспечение;
 режим и распорядок дня в возрастных группах;
 календарный план воспитательной работы
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 12-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе. Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:
 первый период (с 1 сентября по 31 мая);
 второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности. В МКДОУ функционируют 16 возрастных групп.
Возрастная категория группы
Группа раннего возраста (2-3 года)
Вторая младшая (3–4 года)
Средняя группа (4–5 лет)
Старшая группа (5–6 лет)
Подготовительная к школе группа
(6–7 лет)
Всего
Количество возрастных групп
16
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
1.Программой нравственно- патриотического воспитания дошкольников «Приобщение к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Махневой М.Д., направленной на развитие духовности – интегрированного свойства личности, проявляемой на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических традиций.
2.Программой физкультурно-оздоровительной направленности «Послушные волны» А.А.Чеменева, Т.В. Столмакова, направленной на создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания и обеспечения физического развития каждого ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в процессе обучения плаванию.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
 психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
 единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
 повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
 информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
 просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
 способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
 построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
 вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
 приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
 открытость;
 взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье и т.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы:
Название направления
Содержание работы
Диагностико- аналитическое направление
Включает получение и анализ данных:
 о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
 об уровне психолого-педагогической компетентности родителей;
 планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
 согласование воспитательных задач
Просветительское направление
Просвещение родителей по вопросам:
 особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
 выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
 ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
 информирования об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
 условий пребывания ребенка в группе ДОО;
 содержания и методов образовательной работы с детьми
Консультационное направление
Консультирование родителей:
 по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи;
 об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
 о возникающих проблемных ситуациях;
 о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста;
 о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie